Развитие без границ
05.12.2019
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
2929

Почему ребёнок должен слушаться родителей?

Почему ребёнок должен слушаться родителей?

Сегодня вопрос детского послушания вызывает много споров. Есть сторонники мнения, что подчинение воле взрослого должно быть беспрекословным. Но всё чаще состоявшиеся или будущие родители не согласны с этим, считая, что так могут вырасти только безвольные и несамостоятельные дети.

Что значит «слушаться»?

Послушание – это следование указаниям и наставлениям взрослых людей – обычно родителей, которые подразумеваются ребёнком как авторитет. А быть послушным – значит относиться с уважением к просьбам и воле взрослого, исполняя их в рамках установленных правил.

девочка исподлобья смотрит на разгневанную маму

Есть большая разница между «слушаться всех» и «слушать маму и папу». Первое так же плохо, как и всех игнорировать. А второе – это именно то, о чём должны говорить в контексте послушания. И, конечно же, ребёнка нужно учить подчиняться воле мамы и папы, потому что только так они могут обеспечить ему безопасность и дать необходимые умения и навыки. Это прямая родительская обязанность. У мудрых родителей детское послушание начинается с незамедлительного исполнения просьб: «сказано – сделано». А уже после этого допускаются обсуждения – «а действительно ли нужно умываться каждое утро?».

Взрослея, ребёнок сталкивается с новыми внешними задачами и включается в процесс самовоспитания. И чем старше, тем чаще он будет принимать решения, основываясь на своём опыте. Уже с 10-12 лет на смену послушанию должен приходить диалог, и формировать родительский авторитет, если этим не занимались ранее, уже бесполезно. Поэтому вовремя вложить ребёнку привычку слушаться родителей – так же важно, как и обучать малыша самому думать о том, что и зачем он делает.

мальчик с зубной щёткой готов чистить зубы

Как воспитать послушание?

Такая привычка закладывается постепенно, но прививать её можно уже с 2 лет. Прежде всего, нужно обозначить и продемонстрировать механизм: «мама-папа просят – малыш делает», а затем двигаться от простого к сложному. С чего же начать?

  • В 1,5-2 года, когда управлять малышом еще сложно, подстраивайтесь под него – давайте ему понять, что его действия совпадают с вашей волей. Наблюдая за тем, что он любит, вы сможете превращать его намерение в вашу просьбу. Например: «поиграй вот с этой машинкой, она же тебе нравится», или «а спой-ка мне ещё одну песенку».
  • Хвалите ребёнка за то, что он обращается к вам, и создавайте поводы просить вашей помощи. Пусть малыш сначала торопится к вам за вкусным печеньем, когда вы зовёте, а уже затем он научится откликаться и на любой ваш зов. А если не отреагировал и не успел, подсказывайте, что откликаться нужно сразу, а для тех, кто не приходит вовремя, печенья уже нет.
  • Научите ребёнка обращать взгляд и внимание на того, кто с ним говорит. Вы должны убедиться, что ребёнок готов вас слушать и сможет воспринять вашу просьбу. Дети могут не слушаться не потому что не хотят, а из-за неумения управлять собой. Здесь помогут игры, направленные на контроль тела и эмоций, например, «Море волнуется раз…».
  • Спокойно договаривайтесь, контролируйте исполнение и всегда сдерживайте обещания. Уже двухлетнему малышу можно и уместно объяснять, зачем вы просите делать что-либо, и что будет в противном случае. Так он приобретает знания о мире, устанавливает причинно-следственные связи и учится думать сам. Например, когда ребёнок тянется к горячей чашке, а вы говорите ему «нельзя», он должен понимать ваш отказ, ведь раньше трогать чашу было можно. Кроме того, ребёнок должен понимать, что за любыми действием или бездействием всегда есть последствия. Если вы свою часть уговора выполнили, а ребёнок уже передумал или забыл, будьте тверды и строги. И, наоборот, если вы попросили, а это не было сделано – нельзя оставлять это без внимания.
    девочка убирает книги обратно на полку

Как справляться с непослушанием и капризами?

Бороться с волей родителей – естественно для активного и развивающегося малыша. И тогда в ход идут капризы. Но единственное, что с ними нужно сделать – стойко проигнорировать. Взрослому, когда он уверен в правильности своих действий, необходимо научиться продолжать свои дела, не реагируя на детский бунт.

Бывает, ребёнок закатывает истерики в магазине, не хочет есть или уходить с игровой площадки. В таком случае может помочь переключение внимания на то, что способно заинтересовать малыша. Также отлично работает иллюзия выбора, который вы якобы предлагаете ребёнку: «что будешь, кашу или суп?», «еще 2 минуты на качелях или сразу пойдем домой?».

Однако не всякий каприз является попыткой нащупать границы дозволенного. Иногда дети ведут себя так из-за усталости или плохого самочувствия; также причиной может стать перенасыщенность эмоциями, избыток внешней стимуляции, или просто недостаток любви и внимания. То есть бороться нужно не с последствиями, а искать причину и работать над устранением её влияния на малыша.

От послушания к самостоятельности и ответственности

Когда у ребёнка уже сформировалась привычка доверять родительскому авторитету, и ему надоело устраивать истерики, можно переходить от просьб к поручениям.

  • В отличие от мягких зазываний и уговоров, требования звучат жёстко и должны исполняться мгновенно, поэтому ребёнок может быть не готов к ним. Начните с тех приказаний, которые точно будут выполнены: поднять упавшую рукавицу или самостоятельно одеться.
  • Обязанности – это совокупность регулярных требований. Ребёнка уже можно привлекать к помощи по дому, давать ему задания и наделять какими-либо полномочиями. Подберите занятие, которое будет ему по силам, но и не заставит вас сильно переживать. Иногда дети сами хотят мыть посуду или ходить за хлебом – отлично, подключайте их к процессу, но не усердствуйте, чтобы не отбить желание.
  • Самостоятельность приходит, когда ребёнок уже уверенно справляется со своими обязательствами и готов без помощи взрослых выполнять более сложные задачи. Он уже может сам составить список вещей для похода и собрать их, позвонить в поликлинику и сходить на приём к терапевту. В первый раз всегда страшно, но чем больше дел он закончит, тем быстрее ощутит тягу к самостоятельности.

мальчик-подросток читает в библиотеке

Итак, послушание – это ключ к осознанной самостоятельности, а вовсе не препятствие. Последним шагом для родителей останется лишь привить ответственность за неосторожность или невыполнение дел и обещаний. Сознательный и уже повзрослевший ребёнок наверняка может обойтись без испытания цены ошибки на своём опыте. Заручившись вашим авторитетом, поддержкой и взаимным доверием, он постарается продумать всё наперёд и обязательно поделится с вами радостью от результата.