27 Июн 2018
Поделиться: 10
0

Повышение скорости чтения в начальной школе

Чтение – важный аспект формирования мыслительных способностей. Педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что недостаточное занятие чтением в начальных классах приводит впоследствии к слабой мозговой активности. Из книг дети черпают различные знания, под влиянием поступков литературных героев формируются нравственные принципы.

В начальной школе важно не просто привить детям любовь к чтению, но и обратить внимание на техническую сторону процесса, научить полноценно воспринимать тексты.

Сегодня есть множество сторонников скорочтения, техники, при которой прочитывается более 300 слов в минуту. В то же время существует мнение, что в 7–10 лет дети должны овладеть оптимальным чтением. Термин означает скорость, максимально приближенную к темпу разговорной речи, т. е. 120–150 слов в минуту. Имеется в виду, что скорочтение возможно только «про себя», а оптимальное – вслух.

К последнему предъявляются определенные требования:

  • правильность – выражается в том, что звуки не искажаются;
  • сознательность – способность вникнуть в содержание;
  • беглость – темп, обеспечивающий понимание и правильное проговаривание.

Независимая точка зрения на данный вопрос заключается в том, что при развитии навыка оптимального чтения в начальной школе больше шансов овладеть впоследствии скоростью, превышающей 300 слов в минуту.

Развитие навыков оптимального чтения

Педагоги начальных классов применяют различные практики и упражнения, проводят развивающие занятия для того, чтобы научить детей читать со скоростью 120–150 слов в минуту. Вот самые популярные:

  • жужжащее чтение – пятиминутная тренировка, когда весь класс одновременно негромко, чтобы не мешать соседу, читает вслух, но каждый ученик – в своем темпе;
  • выделение пяти минут для чтения в начале или конце каждого урока – природоведения, математики, рисования;
  • практика чтения перед сном в качестве домашнего задания. Последние события отражаются в эмоциональной памяти, поэтому упражнение способствует запоминанию прочитанного;
  • тренировка зрительного восприятия для расширения объема оперативной памяти. Часто дети, дочитав предложение до конца, забывают первые слова. Методика устраняет эту проблему;
  • упражнения для расширения угла зрения, например, чтение первых и последних слогов в строке;
  • чтение знакомого отрывка с переходом на незнакомый фрагмент текста.

Значение имеет не длительность, а регулярность перечисленных тренировок.

Альтернативные методики

В общеобразовательных школах прогрессивные методики повышения техники чтения применяются не всегда. Часто учителя обходятся классическими приемами, но и результаты в этом случае оставляют желать лучшего.

Можно добиться высокой скорости чтения учащихся начальных классов, пройдя специальный курс либерики. Заниматься по программе рекомендуют с 7 лет. Уроки организуются в центрах интеллектуального развития.

Тренеры по либерике говорят, что для освоения методики достаточно просто уметь читать. Владение навыком на оптимальном уровне, сравнимым с темпом речи, не станет помехой для освоения курса.

	Сиэтл
Ваш город определен как Пинск
Ищете другой город?